«Артикуляционная гимнастика»
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц языка, губ, мягкого нёба.
Определённые целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков.
Требования, которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений, равномерное участие левой и правой половины языка в выполнении движений.
- Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме и интересны для ребёнка.
- На одном занятии не следует давать больше двух – трёх упражнений.
- К последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут хорошо усвоены предыдущие.
- Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются).
- Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
- У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае педагоги не должны фиксировать внимание ребенка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось. Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они даны логопедом.
Упражнения для губ:
- «Улыбка». Сильное растягивание сомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние и нижние резцы.
- «Трубочка». Вытягивание несомкнутых губ вперед, зубы сомкнуты.
- «Заборчик». Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы, произнося про себя звук «И».
Упражнения для языка:
- «Лопатка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу на 5-10 секунд.
- Чередование широкого и узкого языка.
- «Чищу зубы». Почистить кончиком языка сначала нижние, затем верхние зубы.
- «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу широким языком в направлении сверху вниз.
- «Качели». Широкий кончик зыка поднять на верхние зубы, опустить на нижние зубы; Широкий кончик языка поднять на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу; Широкий кончик языка – за верхние зубы, то же – за нижние зубы;
- «Желобок» («Трубочка»). Высунуть широкий язык, боковые края загнуты вверх.
- «Чашечка». Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.
- «Грибок». Улыбнуться, обнажить зубы, широкий плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам. Широко открыть рот.
- «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, язык с большой силой присосать к небу. Не отрывая язык от неба, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Каждый раз рот открывать все шире, дольше удерживать язык в верхнем положении.
Литература:
О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Санкт-Петербург, 2003
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Москва, 1999
Л.А. Комарова «Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника», Москва, 2009
Логопед: М.В. Лещенко