Отделение социально - педагогической реабилитации
Возглавляет отделение
Наталья Валерьевна Шарипова
Реабилитационно-воспитательная работа в СДДИ направлена на педагогическую, психологическую и социальную реабилитацию и способствует созданию условий для адаптации наших воспитанников. Процесс адаптации осуществляется в различных видах деятельности и затрагивает все стороны жизни детей. В зависимости от направленности адаптационно-развивающих мероприятий процесс адаптации мы подразделяем на следующие виды: социально-бытовую, социально-средовую, социально-трудовую, социально-психологическую, социально - педагогическую, социально-культурную.
Социально-бытовая адаптация является важным звеном в привитии воспитанникам навыков самообслуживания, личной гигиены, навыков бытового труда и в конечном результате, самостоятельности в быту.
Социально-средовая адаптация включает в себя обучение детей умению ориентироваться и адекватно вести себя в различных социумах: в магазинах, на почте, в транспорте, в поликлинике и т.д.
Социально - трудовая адаптация осуществляется через организацию работы в кружках, мастерских, на приусадебном участке учреждения. На уроках и занятиях по ХБТ и самообслуживанию дети овладевают элементарными знаниями и навыками бытового, общественно-полезного и сельскохозяйственного труда. Находясь в отделении социально-трудовой реабилитации, дети совершенствуют свои умения и овладевают основами допрофессионального труда по специальностям: дворник, кухонный работник, подсобный рабочий, санитарка-уборщица.
Основные направления работы с детьми:
- психолого - педагогическое направление
- социокультурная реабилитация
- социально - трудовая реабилитация
- адаптация в социуме
Условия содержания, воспитания и получения образования
Для реабилитационно - воспитательной работы в учреждении организованы и укомплетованы:
- Групповые комнаты для проведения коррекционно-развивающих занятий.
- Музыкальный зал для организации анимационных мероприятий, проведения досуга и культурно-массовых мероприятий; музыкальных занятий, ритмики и хореографии.
- Комната для проведения тренингов и занятий по сенсорике. Сенсорная комната оборудована, согласно специальной программе позволяющей развить у детей с ограниченными возможностями навыки самообслуживания, сенсорные чувства и элементарные математические представления.
- Комната для релаксационных занятий используется как профилактическое средство против переутомления, помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. В кабинете есть стереомагнитофон, световая трубка с пузырьками, набор мягкого оборудования для расслабления ребенка, зеркальный шар, прожектор Солар, световые волокна.
- Компьютерный класс, где воспитанников знакомят и обучают работе на компьютере и помогают овладеть навыками счета; чтения и письма;
- Спортивный зал для физической реабилитации и подготовке к соревнованиям.
- Имеется изостудия для творческой реабилитации детей, что позволяет развить творческие способности ребенка, воспитать в нем чувство красоты и любознательности, сформировать благоприятный эмоциональный фон детей;
- Оборудован логопедический кабинет.
- Молельная комната;
- 12 игровых комнат
- Кабинет домоводства, предназначеный для формирования знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации детей; повышению уровня общего развития; всесторонней подготовки к самостоятельной жизни и укомплектован предметами домашней обстановки - набором мягкой и столовой мебели, электроплитой, холодильником и др. оборудованием. Занимаясь в кабинете дети учатся готовить завтраки, обеды, заниматься домашними делами.
На базе нашего учреждения ведется обучение получателей социальных услуг по специальным (коррекционным) программам педагогами средней общеобразовательной школы № 5 г. Саянска. Информацию об образовательном процессе можно узнать на официальном сайте школы: http://sayansk5.irkutschool.ru/
Для получателей социальных услуг с высоким реабилитационным потенциалом организовано обучение. Оборудованы классы, скомплектована методическая и учебная литература.
В детском доме для получателей социальных услуг с высоким и средним реабилитационным потенциалом реализуются реабилитационно - воспитательные программы и программы дополнительного образования детей.
Социально-психологическая адаптация занимает одно их ведущих мест в системе социальной адаптации и является базовой частью коррекционной работы. Социально-психологические услуги, направлены на коррекцию психологического состояния детей с целью их адаптации в обществе.
Оказание психологической помощи включает психодиагностическое обследование личности, психологическое консультирование, психологическую коррекцию в форме индивидуальных и групповых занятий, коррекционно-развивающие занятия на развитие различных психических процессов, развитие личности, формирование и развитие межличностных отношений, совершенствование коммуникативных навыков.
Социально-педагогические услуги, направлены на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития детей, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуг, организацию анимационных мероприятий, в том числе экскурсий, посещений театров, выставок, концертов художественной самодеятельности, праздников, юбилеев и других культурных мероприятий, проведение конкурсов, организацию воспитательного процесса, игровой терапии, коррекционно - развивающих занятий в форме индивидуального и группового подхода с учетом возраста и состояния здоровья, способствующие развитию способностей у детей.
В рамках социально-культурной адаптации проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия: праздники, вечера отдыха и другие. Организована работа кружков музыкально-хореографического, декоративно-прикладного творчества и изобразительной деятельности. Работы наших детей представлены на многих конкурсах, выставках и неоднократно отмечались грамотами и благодарственными письмами.
Реабилитационное пространство представляет: швейная, столярная, обувная мастерская, 3 теплицы, огород. Воспитанники занимаются уборкой помещений, работают на огороде и теплице, созданием цветников и клумб на территории ДДИ, ремонтом обуви, мебели, изготовлением инвентаря, пошивом и ремонтом одежды. Овладевают профессиональными навыками швеи, сапожника, столяра, овощевода.
Комплексная реабилитация детей в условиях, созданных в детском доме, позволяет интегрировать наших детей в социумах и структурах, предназначенных для здоровых детей.
Одним из важных направлений деятельности детского дома - интерната является работа, направленная на социализацию воспитанников в общественной жизни, формирование позитивного мышления и отношения к детям – инвалидам во внешней сфере.
Для этого необходимо установление долгосрочных социальных контактов с разными социальными группами людей. С этой целью осуществляется взаимодействие с Благовещенским Православным приходом. Педагоги воскресной школы ведут занятия по адаптационным программам «Целительное слово», «Основы православия». Воспитанники участвовали в конкурсах рисунков, выставках декоративно-прикладного творчества к православным праздникам «Рождество христово», «Пасхальные чудеса». 1 раз в три недели в молельной комнате священнослужители проводят для воспитанников богослужения, духовно-нравственные беседы, лекции по основам православия. Оказывается благотворительная помощь Благовещенским Православным приходом - это одежда, обувь, канцелярские товары, детские книги.
Работа изостудии «Акварелька» направлена на развитие творческих способностей детей в различных видах изобразительного искусства.
По результатам участия во Всероссийских конкурсах детского творчества Дом-интернат является держателем «Золотого сертификата» «ССИТ» по февраль 2013г., "Бронзовый сертификат ССИТ" по 2021 год.
Музыкальные способности, воспитание музыкальной культуры, любовь к музыке, потребность в общении с искусством развиваются в процессе музыкальных занятий.
Воспитанники участвуют в городских мероприятиях: в городском фестивале «Мир творчества», открытие снежного городка, выступление на благотворительных концертах в санатории «Кедр», в Саянском доме престарелых ко Дню победы, в п. Каразей, п. Куйтун и др. площадках. Воспитанники ежегодно становятся победителями областных фестивалей детского творчества «Байкальская звезда» и «Радужные ноты добра». Они трижды становились участниками Международного фестиваля "Шаг на встречу" в г. Санкт-Петербург.
Внедрен и работает педагогический проект «Я гражданин», который направлен на правовое воспитание ребят детского дома. Воспитанники получают представления о понятиях «Российская Федерация», «гражданин», «правила», «право», «закон», «обязанности», «ответственность», и др. В кратком обзоре знакомятся с российским законодательством, своими правами и обязанностями. Получают представления о правомерности и ответственности за свои действия и поступки, о социально-опасных явлениях, представляющих угрозу жизни и здоровью: наркомания, алкоголизм, преступность, терроризм, ВИЧ - СПИД и др.
Большое внимание уделяется спортивной реабилитации воспитанников. С целью развития и пропаганды спорта, формирования здорового образа жизни среди детей и подростков с нарушением интеллекта организованы спортивные кружки и секции: мини-футбол, лыжи, пауэрлифтинг, настольный теннис, легкая атлетика.
Воспитанники детского дома-интерната становились неоднократно призерами городских, областных, региональных и международных спортивных соревнований, по программе Специальной Олимпиады России. Выпускники детского дома становились призёрами Специальной Олимпиады для спортсменов с нарушениями интеллекта в Афинах в 2011г. Ежегодно дети принимают участие в спортивной смене летнего отдыха на Мандархане, озеро Байкал.
В отделении работают методист, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, инструкторы по труду, инструктор по адаптивному спорту, логопед, педагог - психолог, музыкальный руководитель.